Чуванцы, самое читаемое
В летописях чуванцы упоминаются начиная с семнадцатого века, разделяясь на кочевых и оседлых. Были посредниками в торговле меж береговыми и островными племенами.
Чуванцы — народность на Чукотке. Антропологи относят их к потомкам коренного населения, близкого юкагирам по языку, которое было впоследствии ассимилировано чукчами, перейдя на чукотский язык, а затем переняло русские обычаи строительства изб и русский язык. В конце XIX века власти царской России предполагали, что они, возможно, потомки казаков, якобы покорявших эти места в XVIII веке.
К началу XIX века сформировались две этнографические группы чуванцев: оседлые чуванцы (марковцы, анадырцы), расселённые в районе села Марково и небольших заимках по реке Анадырь, в значительной степени обрусевшие, и кочевые, оленные чуванцы, расселённые в верховьях Анадыря, близкие по культуре к оленным чукчам и корякам. В конце XIX века чуванцы составляли одно из пяти «обществ» Анадырской округи.
В русских источниках чуванцы упоминаются с середины XVII века как один из юкагирских родов. Были расселены в районе Шелагского мыса, в бассейне нижнего и среднего течения реки Палаваам, в верховьях рек Амгуэма, Чаун, Большой и Малый Анюй. Занимались кочевым оленеводством, охотой на диких оленей и рыболовством. Ещё до прихода русских занимались посреднической деятельностью в меновой торговле чукчей с населением Охотского побережья. Делились на патрилинейные роды, возглавлявшиеся «князьцами», или «тойонами». Жили в переносных конических чумах и конических жилищах с остовом из жердей, крытых корой и дёрном. С обращением в XVII—XVIII веках чуванцев в христианство процесс сближения с русскими усилился.
Чуванцы в достаточной мере сохраняют свое этническое самосознание, считают себя самостоятельным народом, интересуются вопросами своего этнического происхождения, своей историей и традиционной культурой. Признавая свое этническое родство с чукчами и русскими, они называют себя местными коренными, которые, впитав в себя различные культуры, стараются сохранить этническую общность.
В XIX веке для оседлых чуванцев-марковцев был характерен юкагирский тип хозяйства, включавший рыболовство, охоту на дикого оленя на переправах, разведение ездовых собак. Жили в общих с русскими старожилами и юкагирами селениях, в срубных домах, обычно с плоской крышей без потолка, земляным полом и чувалом (очаг из жердей, обмазанный глиной). В некоторых хозяйствах были бани. В июне, в ожидании хода красной рыбы (кета, горбуша) всей семьёй перекочёвывали на летники, расположенные вблизи рыбных тоней. Рыбу солили, квасили в ямах, заготавливали юколу. Осенью охотились на диких оленей на плавях. На охоту выезжали на долблёных лодках-каяках, охотились с помощью «поколюг» — специальных пик. Занимались также пушной охотой.Кочевые чуванцы занимались крупнотабунным оленеводством. Жили в ярангах.
К началу XVIII века чуванцы насчитывали около 520 человек, смешивались с ходынцами. Их общая численность в 1750 — 600 человек. В 1740—50-х гг. чуванские и юкагирские стойбища подвергались набегам чукчей. В этот период большая группа чуванцев переселилась в Анадырский острог, с упразднением его в 1770 — в Гижигу. Гижигинские чуванцы испытали культурное и языковое влияние коряков. С прекращением в конце XVIII века военных столкновений между чукчами и русскими группы чуванцев вновь начали переселяться на Анадырь.
По всероссийской переписи населения 2002 года чуванцев оказалось 1087 человек, из которых в Чукотском автономном округе проживало 951 чел. (1,8 % населения округа), из них русским языком владеют 946 чел. (99,5%), чукотским — 88 чел. (9,2%). Чуванцы в Магаданской области (39 чел., 2002 г.) полностью обрусели (100% при отсутствии владения чукотским языком).
Источник: http://soret-aqua.ru